(910) 985-58-08

45-58-08

cmp37@mail.ru

Внесудебная и судебная экспертиза

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Заключение эксперта – есть письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Статья 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» содержит основные требования к содержанию заключения эксперта или комиссии экспертов.

Заключения экспертов должны основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Заключение эксперта по экспертизе, проведенной в точном соответствии с ее правовым регулированием, является доказательством по делу и должно быть приобщено к материалам дела.

Заключения экспертов службы судебной экспертизы ООО «Центр независимых экспертиз» отвечают формальным признакам документа, а также соответствуют предъявляемым требованиям к содержанию документа, установленным законом. Эксперты проводят исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Внесудебная экспертиза может быть проведена при подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 55, 71 ГПК РФ; ст. 64, 75 АПК РФ).

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ, а также со ст. 82, 83 АПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Согласно ст. 41 №73-ФЗ «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона».

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. 02.07.2013 №185-ФЗ) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

В соответствии со ст. 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии» Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. 02.07.2013 №185-ФЗ) судебная экспертиза может проводиться без лицензии.

Основными задачами службы судебной экспертизы ООО «Центр независимых экспертиз» является оказание содействия судам, органам дознания, следователям, прокуратуре, физическим и юридическим лицам, страховым компаниям и нотариусам в установлении обстоятельств посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний.

Сроки исполнения экспертиз (затраты времени на производство экспертиз) определяются категорией сложности экспертиз и соответствуют нормативным требованиям (приказ Министерства юстиции № 241 от 22 июня 2006 г.).

Сложность судебных экспертиз:

При определении сложности судебной экспертизы учитываются следующие признаки:

  • многообъектность (более трех объектов или более 200 листов материалов дела, представленных на исследование);
  • множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований);
  • потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, технологический регламент которых превышает 5 дней, в проведении модельных экспериментов для решения конкретных экспертных задач;
  • необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов;
  • отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной;
  • необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории СЭУ, либо проведения исследования на базе других учреждений.

Указанные признаки используются также и при определении сложности выполняемых экспертных исследований (внесудебных экспертиз).

По степени сложности судебные экспертизы подразделяются на 3 категории:

  1. экспертизы, имеющие до трех признаков сложности;
  2. имеющие три признака сложности;
  3. имеющие четыре признака сложности.

В стоимость экспертизы входят затраты на базовые (стандартные) исследования, утвержденные прейскурантом выполняемых услуг в службе судебной экспертизы. В случае необходимости проведения дополнительных исследований (в зависимости от поставленных вопросов) стоимость экспертизы увеличивается на стоимость таких исследований.

Стоимость исследования определяется путем применения повышающего коэффициента, отражающего затраты времени на производство сложных исследований по категориям экспертиз. Цена определяется при поступлении материалов судебных дел в экспертную организацию. В остальных случаях – определяется на предварительной консультации в зависимости от затрат времени, необходимых для производства той или иной экспертизы.

Применение повышающих коэффициентов (K) к стоимости экспертного исследования:

  • при комиссионном производстве экспертизы от 2 до 3 специалистов, к указанным ценам применяется коэффициент K=1,5;
  • стоимость проведения экспертных исследований 3-ей и 4-ой категорий сложности, определяется путем применением коэффициентов K=1,5 (2,0) в зависимости от категории сложности экспертного исследования в соответствие с приказом Министерства юстиции № 241 от 22 июня 2006 года;
  • при проведении экспертных исследований 3-ей и 4-ой категорий сложности, стоимость исследования может быть увеличена в зависимости от условий исследования объекта (удаленность, труднодоступность, зимний период и т.д.).

Эксперты ООО «Центр независимых экспертиз», обладающие профильными специальными знаниями в области строительства, также оказывают консультативное содействие судам, следственным органам и органам дознания в виде:

  • участия в качестве специалиста в судебном заседании, в натурном эксперименте, в выездном судебном заседании;
  • информативной поддержки (при формулировании вопросов на судебную экспертизу, при обосновании необходимости постановки того или иного вопроса, при определении перечня необходимых материалов и объектов для проведения полного и всестороннего экспертного исследования) и т.д.,

а также оказывают услуги консультативного характера физическим и юридическим лицам по строительно-техническому направлению:

  • инженерно-техническое обследование объектов капитального строительства следующих видов:
    1. объектов производственного назначения (зданий, строений, сооружений производственного назначения);
    2. объектов непроизводственного назначения (зданий, строений, сооружений жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения);
    3. линейных объектов (трубопроводов инженерных сетей, линий электропередачи, автомобильных дорог и др.);
  • на соответствие строительным, санитарно-техническим нормам и нормам пожарной безопасности;
  • исследование документов по присоединению новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов к системам ЖКХ;
  • оценка качества выполнения общестроительных, монтажных и ремонтных работ;
  • разработка вариантов раздела жилых домов и земельных участков с целью прекращения общей долевой собственности на домовладения либо выриантов определения порядка пользования совладельцами домовладением с учетом выеличины принадлежащих им долей в праве собственности на недвижимость;
  • разработка (проверка на соответствие нормативным требованиям) сметной документации на общестроительные, монтажные, ремонтные и другие работы;
  • исследование объектов завершенных строительством производственного и непроизводственного назначения на соответствие разделам проектной документации, а также исследования состава разделов проектной документации на соответствие техническому заданию на возведение объектов капитального строительства и на соответствие требованиям к содержанию разделов проектной документации на объекты капитального строительства;
  • обследование строительных конструкций зданий жилищного назначения и сооружений (в том числе с входящими в их состав сетями инженерно-технического обеспечения и системами инженерно-технического обеспечения) на предмет:
    1. проведения оценки объекта; определения стоимости доли пая при общедолевом строительстве;
    2. исследования проектов перепланировок квартир на предмет уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме;
    3. механической безопасности (в силу физического износа);
    4. безопасных для здоровья человека условий проживания;
  • техническое обследование здания (контроль качества строительства, протоколы лабораторных испытаний образцов, отобранных во время проведения строительной экспертизы, анализ состояния конструкций здания, тепловизионное обследование (инфракрасный контроль качества) ограждающих конструкций.